#мидорфид
dota2.ru 56 4 мин.

Valve наконец встала на правильный путь? Разбор нового DPC-сезона

Теги: # DPC # dota pro circut # Valve

На прошлой неделе закончился первый раунд матчей нового DPC-сезона и уже можно сделать первые выводы об измененной системе. Что удалось реализовать Valve, а что еще предстоит доделать? В правильном ли направлении двигается разработчик Доты? Разбираемся в нашем материале. 


Переход к профессиональному спорту

Ни для кого не секрет, что главная идея нового DPC-сезона — региональные лиги — была позаимствована из «большого» спорта. В футболе, баскетболе, хоккее и многих многих других видах соревнований лиги в ходу уже не одно десятилетие. Разумеется, такое решение было принято неспроста, ведь сообщество прошло долгий путь. Компания Valve еще начиная с сезона 2015-2016 годов пыталась ввести регулярное расписание турниров, трансферные окна и другие методы регулировки киберспортивной сцены. Однако на тот момент сами команды и турнирные организаторы не были в полной мере готовы играть по этим правилам, что породило множество спорных ситуаций. Например, из-за ограничений, связанных с трансферами, одному из фаворитов The International 2016  Team Secret пришлось пробиваться на турнир через открытые квалификации. Так случилось потому, что даже крупнейший европейский гранд не смог сохранить состав неизменным на протяжении сезона. Тогда в этом не было ничего удивительного: многие команды, даже участвовавшие на крупных турнирах, не имели контрактов с игроками. Сегодня же ситуация значительно изменилась. Трудно представить, чтобы даже Tier 2 организация не подписала с игроками соглашение. Дота-сцена наконец приобрела определенную стабильность, и разработчики, пусть и слегка запоздало, но начали поддерживать эту стабильность правилами. 

С одной стороны, теперь организации лишены как минимум возможности распустить состав посередине сезона, ведь это практически гарантировано лишит их возможности попасть на The International. С другой, даже первые несколько недель DPC-сезона показали, что определенная вариативность командам все же нужна. И эта вариативность точно не должна состоять только из возможности заменить одного игрока на четыре матча. Практически во всех профессиональных командных видах спорта, где существует некая система лиг, состав изначально состоит из значительно большего количества участников, чем собственно необходимо для игры. Так, в заявку в футбольную Английскую Премьер Лигу включаются 25 человек. В то же время для матча, как известно, требуется лишь 11 игроков. То есть по футбольным правилам можно иметь два полноценных состава, да еще и запас на случай травм и других факторов. 

Жесткость трансферных правил должна быть компенсирована возможностью люфта, и достаточно странно, что Valve столь халатно подошла к этому вопросу. Матчи нового киберспортивного сезона проходят каждую неделю, а значит если один из игроков например сломает руку и выбудет более, чем на месяц, всю команду практически гарантировано исключат из лиги, ведь как уже выяснили менеджеры организаций:

Если вы исчерпали лимит замен, считается, что команда явилась на матч в неполном составе. В таком случае коллективу засчитывается техническое поражение. После второго технического поражения команду дисквалифицируют с турнира

— Из интервью Марии Гуниной, менеджера  Alliance 

Вопрос наличия замен поднимается в киберспортивной среде уже не первый год, и Valve еще предстоит раз и навсегда ответить на него, а не перекладывать ответственность на плечи турнирных организаторов.

Возвращение крупных внесезонных турниров

С того самого момента введения Major-турниров в сезоне 2015-2016 годов многие отмечали, что теперь компаниям практически невозможно самостоятельно организовать действительно крупный турнир. Гранды профессиональной сцены просто не станут тратить свои силы и время на участие в турнире, который не даст заветных DPC очков. Да и в случае каких-либо конфликтов в расписании выбор любой команды будет в пользу официального соревнования. Разработчики игры уже пытались что-то сделать с этой ситуацией. Например, в сезоне 2017-2018 статус DPC-турнира давался любому международному LAN-соревнованию с крупным призовым фондом. Такой подход, разумеется, панацеей не был. Расписания квалификаций и самих турниров постоянно накладывались друг на друга, а мейджор Dreamleague Season 8 всего на восемь команд и вовсе поставил под вопрос саму систему, где для набора аж 450 очков  Team Liquid понадобилось сыграть всего 4 матча. Таким образом, много лет вся сцена была разделена на крупные соревнования с огромными призовыми фондами, и маленькие региональные онлайн-«турнирчики», где состав в лучшем случае выигрывал $1000. В таких условиях пробиться к «грандам» было очень непросто, ведь проигрывая квалификацию к серьезному турниру, ты фактически лишался возможности соревноваться с хорошими командами на несколько месяцев. 

Теперь же даже у самых крупных организаций на неделе может быть всего два матча профессионального сезона, а их даты и время известны на месяцы вперед. Это дает сторонним организаторам долгожданную возможность устраивать турниры по своим правилам и ожидать, что их мероприятия посетят даже звездные составы. О таком намерении уже объявили несколько компаний.

Для сцены это безусловно большой плюс, ведь у новичков больше не будет пропадать мотивация играть и тренироваться в многомесячные перерывы между турнирами.

Правильное разделение призовых

Спустя годы пререканий и критики Valve кардинально изменила распределение призового фонда между участниками. Еще два года назад даже крупнейшие команды, такие как  TNC Predator Fnatic или  Newbee, заняв на The International 12-16 место, могли претендовать лишь на жалкие пол процента призового фонда. Эти деньги скорее всего не окупили бы даже буткемп для квалификации и подготовки к самому турниру. В случае с грандами это конечно не было большим ударом, все же у них есть спонсоры, покрывающие большую часть расходов. Но для команд поменьше, часть из которых и вовсе играет без тега, такая ситуация не сулила ничего хорошего. После пандемии 2020 года финансовый вопрос встал для организаций особенно остро, а многие даже успешные теги были вынуждены закрыть составы по дисциплине Dota 2. 

Теперь же, заняв последнее место в таблице, команда получит лишь на $8000 меньше, чем заработала бы в случае победы. Такое решение многие уже назвали одним из лучших, принятых компанией Valve. Все таки у каждого состава бывают взлеты и падения, и ставить команду, входящую в топ-8 своего региона на грань финансового выживания было бы мягко говоря неправильно.

Еще одно важное следствие данного изменения — предсказуемость. Многие международные киберспортивные компании, имеющие составы в ряде других дисциплин не решались открывать подразделение в Dota 2, так как спрогнозировать успешность состава с точки зрения прибыли было очень сложно. Простой пример: на The International 2019 за одну best-of-three серию можно было заработать больше пятисот тысяч долларов. С другой стороны, проиграв пару матчей в квалификации ты не просто терял возможность получить прибыль, а еще и пропадал с экранов на месяц-другой, что приводило к потере спонсоров. 

Теперь же, когда финансовые риски более-менее понятны, в дисциплину вероятно придут несколько ранее неизвестных сообществу Доты тегов, что опять же поможет развивающимся составам.  

 Выводы

Спустя много лет сумбура и хаоса любители соревновательной Доты по всему миру наконец дождались не только нормального регулирования киберспортивной сцены, но и четкого посыла со стороны Valve: «Мы хотим делать Доту профессиональным видом спорта». Такой подход, несмотря на уже очевидные огрехи только встающей на рельсы машины, имеет все шансы наконец изменить положение дел не только внутри самой DPC-системы, но и вывести весь киберспорт на новый, более серьезный уровень.