#мидорфид
dota2.ru 13 6 мин.

Valve здорового человека: какой должна быть компания, чтобы избежать критики

Теги: # Valve # The International 2020 # DPC

За последнюю неделю Valve выпустила аркану на Windranger и опубликовала блог с объяснением ситуации с соревновательным сезоном, включая The International 2020. Этого ждали давно, и сейчас все сообщество обсуждает последние новости.

Но всего несколько дней назад все информационное поле мира Dota 2 кипело критикой в адрес компании. Недовольство действиями (или, скорее, бездействием) высказывали не только обычные игроки на форумах, но и медийные личности индустрии в своих социальных сетях.

Сообщество, да и, скорее всего, сама Valve привыкли к постоянной критике как разработчиков, так и политики компании в целом. Но на этот раз все выглядело более угрожающе, чем обычно. Ситуация усугубилась прекращением существования сразу двух команд из Юго-Восточной Азии, а многие эксперты поставили под сомнение будущее киберспортивной сцены, если ничего кардинально не изменится в ближайшее время. Стоит ли напоминать, что профессиональные соревнования — основа маркетинга и главный источник популярности самой Dota 2.

В этом материале мы попытаемся представить утопичный мир, в котором Valve — идеальная компания. Вот такого разработчика не смог бы раскритиковать никто. Итак, как решало бы проблемы детище Гейба Ньюэлла в параллельной вселенной.

The International в условиях пандемии

Долгое время сообщество не решалось осуждать Valve за ситуацию с The International 2020, потому что перенос и отсутствие дат можно было списать на заботу о здоровье игроков и зрителей. Но очередной рекордный призовой фонд и лаконичное «Мы не готовы огласить даты» вызвали волну недовольства. В аргументах критикующих часто всплывали темы о идущих полных ходом турнирах конкурентов, а также возобновленные сезоны в лигах по традиционным игровым видам спорта. Похоже, теперь только Valve воспринимает пандемию всерьез.

Идеальная Valve:

Поскольку на Земле очень быстро распространяется опасный вирус, главный турнир года невозможно провести ни в одной из стран мира. Но Valve не может оставить фанатов и игроков без праздника Доты, поэтому идет на беспрецедентный шаг: в сотрудничестве с Илоном Маском будет проведен первый киберспортивный турнир в космосе. Зрители смогут поприсутствовать на мероприятии с помощью VR технологий.

Что сделала Valve:

В целях безопасности игроков и зрителей, а также из-за ограничений перелетов и массовых мероприятий, турнир переносится. Предварительно на начало 2021 года, но это не точно. Компания будет следить за развитием событий и держать всех в курсе. Тем временем выпускается Battle Pass и собираются средства на увеличение призового фонда турнира, который неизвестно когда состоится.

Что могла сделать Valve:

Здесь был текст о том, что разработчики должны уведомлять сообщество, на какой стадии находится решение вопроса, рассказывать, какие действия были предприняты, какая работа выполнена и осведомить о запасных или предварительных вариантах. Но 4 сентября был опубликован блог, в котором частично эти моменты присутствуют. Поэтому просто добавим, что им нужно было сделать это раньше и без «пинка». Помимо этого, можно было не заставлять игроков собирать деньги на турнир, который по предварительным данным может быть проведен спустя целый год. Их можно было бы распределить по-другому. Как именно — рассмотрим немного позже.

Соревновательный сезон DPC

Перенос The International сдвинул и анонсированные ранее онлайн лиги, которые должны были заменить квалификации на мейджоры. В условиях отсутствия DPC турниров сцену спасали лиги от сторонних организаторов. И если первые из них вызывали ажиотаж из-за непривычного формата, то последующие привлекали все меньше внимания из-за однообразности. Но могла ли Valve начать отбор на следующий TI, не проведя текущий?

Идеальная Valve:

Как мы уже выяснили, в идеальной вселенной The International 2020 был бы проведен, так что и лиги сдвигать бы не пришлось. А ЛАНы сезона можно было бы спокойно проводить со зрителями, ведь Valve инвестировала бы в вакцину. Таким образом, все потенциальные посетители мейджоров были бы привиты и имели иммунитет.

Что сделала Valve:

Лиги не были запущены, никакие подробности по ним не освещались. Первая информация была опубликована в вышеуказанном блоге уже после волны критики. Сейчас нам известно, что предварительно планируется минимум четыре лиги, первые из которых пройдут в начале 2021 года. А пока можно принимать ставки, сколько еще команд прекратит существование до того времени.

Что могла сделать Valve:

Несмотря на то, что решение не начинать новый сезон, не завершив текущий, выглядит вполне логично, ничего не мешало организовать лиги вне сезона DPC. Почему бы не занять игроков и студии официальной лигой от разработчиков, даже если она не будет давать DPC-очков и квот на мейджоры? Денежные призы (возможно, увеличенные за счет части фонда, собранного на The International 2020), усиленный интерес, возможно, также внутриигровое событие и посев на первую лигу нового сезона дали бы достаточную мотивацию командам показывать свой максимум.

Поддержка тир-2 сцены

Вообще, критика в сторону разработчиков из-за недостаточной поддержки сцены второго эшелона — вопрос достаточно спорный. Упрекают компанию в основном сами представители тир-2, пугая упадком сцены в целом. Если игроки команд, не проходящих на TI, не смогут прожить на заработок с игры, то им придется искать работу на стороне, меньше тренироваться или вовсе завершить карьеру.

Есть и другое мнение: поддерживать второсортные команды нет смысла. Места не достигших успеха возрастных игроков займут молодые, ведь желающих попасть в киберспорт намного больше чем «вакантных» мест. Если кто-то не готов жертвовать временем ради мечты, то на его место найдется несколько энтузиастов. Когда сообщество не может решить спор, слово должны взять разработчики. Так ведь?

Идеальная Valve:

Как вы могли догадаться, здесь у Dota 2 и онлайн совсем другой. Игроков настолько много, а дисциплина так популярна, что проблем нет не только у тир-2. Турниры проводятся на национальном, региональном и городском уровнях. Свои лиги есть в школах и ВУЗах, а киберспортивные академии популярнее футбольных. Во всем этом, конечно же, заслуга Valve, которая все это внедряет и поддерживает.

Что сделала Valve:

В свое время именно анонс лиг стал ответом компании на первую волну крика о помощи умирающей тир-2 сцены. В каждом регионе предусматривался второй дивизион, который должен был приютить всех желающих и обеспечить им существование за счет игры в Доту. С тех пор в теме царила тишина, которую нарушила лишь вот эта строчка из блога:

С этой мыслью мы связались со многими турнирными организаторами, чтобы предложить им помощь и финансовую поддержку с целью обеспечить проведение турниров во всех регионах до конца года. Мы ожидаем, что эти турниры будут анонсировать сразу же после того, как почва для этого будет подготовлена в достаточной мере.

Но найдется ли там место этим самым тир-2 командам и останутся ли они довольны?

Что могла сделать Valve:

Если Valve хотела бы решить проблему, то в первую очередь создала бы возможность и понятный механизм перехода из тир-2 в тир-1. Само понятие «тиров» очень расплывчато, но как раз реализация лиг и дивизионов поставила бы точку в этом вопросе. Каждая команда знала бы, куда она стремится и могла планировать свои финансы. К сожалению, увидеть лиги в действии вовремя не удалось, но Valve могла бы провести пробный предварительный сезон (заодно и выявив слабые места и устранив их к официальному сезону), либо предоставить концепт сторонним организаторам.

Выпуск контента

Все знают историю мема «Valve time» и даже перестали воспринимать срыв сроков, как что-то возмутительное. Для одних задержки во всем — уже привычное и показательное неуважение к пользователям, а для других — нежелание выпускать неготовый контент, который по какой-то причине не удалось закончить вовремя. Кто-то винит Valve, приводя в пример успехи конкурентов, а кто-то защищает их, оправдывая критику завышенными ожиданиями. Могло ли быть по-другому?

Идеальная Valve:

Идеальная Valve — скучная Valve. Нет мема «Valve time», никто не винит Габена и Ice Frog во всех бедах, не было создано тысячи тем про скрытый пул и теорию 50%, VOLVO никогда не слышала про Diretide. Баланс и матчмейкинг идеальны, косметика выпускается регулярно и нравится абсолютно всем. Ивенты в игре выходят по расписанию, сезоны обновляются также. «Дозор» никогда не существовал, ведь все заранее знают с точностью до минут, когда выйдет очередной сундук. А это точно идеальная вселенная?

Что сделала Valve:

О вкусах не спорят. Всегда есть те, кому нововведения нравятся и те, кто «удаляет Доту» после каждого патча. Также и с косметическими предметами. Но никому не нравится рейтинговый сезон примерно на шесть месяцев, который длится уже почти год. Можно было бы списать задержки на сложность работы удаленно и занятость другим контентом, но ждать дольше оговоренного срока игрокам приходилось и раньше.

Казалось бы, играть это не мешает, но подписчики Dota Plus и обладатели Battle Pass хотят получать то, за что заплатили, качественно и в срок. Valve сообщила, когда выйдут аркана на Windranger Windranger и Immortal Treasure III, но о новом рейтинговом сезоне — ни слова.

Что могла сделать Valve:

Работа с Battle Pass проведена удовлетворительно, особенно если делать скидку на «удаленку». Могла ли Valve успеть все сделать раньше, мы не знаем. Конечно, хотелось бы, чтобы даже в таких условиях контент сдавался вовремя и соответствовал ожиданиям. А вот другая часть сообщества, поддерживающая разработчика финансово, обделена вниманием. Dota Plus давно не получала обновлений, новых функций и наборов. Не исправляются даже неработающие после патчей моменты, вроде рун для переработанных способностей.

Даже если компания чисто физически не могла успеть все это сделать, сообщество было бы радо узнать, что о них не забыли. В тех же блогах можно было написать о планах, новых идеях, анонсировать крутые нововведения и спросить о предложениях. Это дало бы повод для обсуждений и стимул для ожидания.

Насколько далека Valve от идеала?

Взглянув на все причины, по которым критикуют Valve, можно проследить одну общую тенденцию. Большей части можно было бы избежать, просто поддерживая связь с сообществом. Даже если компания делает большую работу, и результат должен превысить все ожидания, никто об этом не знает. Со стороны привычка молчать, когда, казалось бы, давно пора ответить на критику, вопросы или предложения, кажется странной. В любом случае, мы не знаем причин такой политики компании. Возможно, они считают, что лучше иногда удивлять, но никогда не обещать на перед того, в чем не уверены. Хотя даже эти тезисы можно было озвучить, чтобы уменьшить давление сообщества.